Dzogchen (Дзогчен, «Великое Совершенство»)
རྫོགས་པ་ཆེན་པོ།
– буддийское учение высшего уровня. Дзогчен, дзогпа ченпо, махасандхи (тиб. rdzogs pa chen po; санскр. महसंधि, mahasaṃdhi IAST, с тибетского языка можно перевести как «великое совершенство», «великая завершённость», «всецелая завершённость») или ати-йога, маха ати, санти маха, махасанпатра, махашанти, махабинду, тигле ченпо, — практическое учение, представляющее собой важнейшую часть школы ньингма тибетского буддизма, Дзогчен применяется и в других школах тибетского буддизма и в традиции бон. Здесь передача происходит в медицинском варианте традиции Юток Нинтиг.
Махамудра (Чагья Ченпо, «Великая Печать»)
ཕྱག་རྒྱ་ཆེན་པོ།
– буддийское учение высшего уровня (так же как Дзогчен, Ламдре, Учен и др.). Практикой Махамудры является медитация на природу ума. В разных традициях это учение даётся на различных этапах практики: после практики на йидама, с самого начала параллельно другим медитациям и т.д. Есть разные виды этого учения: Сутра-Махамудра, Тантра-Махамудра, Махамудра-Суть, Особая Махамудра Гампопы. Здесь передача происходит в медицинском варианте традиции Юток Нинтиг.
Кармамудра (Леки Чаггья, «Печать Действия»)
ལས་ཀྱི་ཕྱག་རྒྱ།
– одна из важнейших практик Буддизма, передающихся в тибетской традиции. В ней используются переживания во время сексуального союза для осуществления состояния Будды. Доктор Нида передаёт основы и подготовительные упражнения этой практики в соответствии с медицинской традицией Юток Нинтиг. Благодаря этому возможно открыть правильный взгляд на секс и войти в ворота основной практики соответственно.
Туммо («йога внутреннего Огня»)
གཏུམ་མོ།
– одна из шести йог Наропы/Нигумы. Считается, что в результате сосредоточенной работы с мощными внутренними энергиями, практикующие йогу внутреннего тепла буддисты способны «излучать» тепло, быть абсолютно невосприимчивыми к холоду. В Тибете йогинов, практикующих туммо, называют «репа» (дословно - "белая юбка"), за то, что они даже в самые лютые холода облачены лишь в тонкие хлопковые накидки, обходятся без тёплой одежды. О туммо в своих песнях часто упоминал Миларепа (кстати, из-за его аскетического обычая носить хлопковую одежду круглый год ему, имевшему при рождении имя Мила, и присвоили прозвище «репа» (Вайли ras pa).
Пхова («Перенос»)
འཕོ་བ་མ་སྒོམ་སངས་རྒྱས།
– практика сохранения осознанности во время умирания и отправления сознания в Чистую страну Будды. Наиболее известен вариант Пховы, связанный с Буддой Амитабхой. Здесь же практика фокусируется на Будде Медицины в соответствии с Юток Нинтиг. Эта медитация даёт два основных результата: во-первых помощь себе и другим во время умирания, во-вторых освобождение от осознанного и бессознательного страхов смерти, благодаря чему заблокированная этими страхами энергия начинает работать, а жизнь открывается с новых позитивных сторон.
"Йога сна и сновидений"
རྨི་ལམ།
- практика по развитию ясности в состоянии сна, дает практические наставления, которые позволяют осознавать собственные сны и управлять ими. В результате зарождения глубокой осознанности, направленной на достижение цели, время сна можно использовать для практики и тренировок. Это усиливает силу практик которые выполняются днем, и дают хороший результат, т.к. во время сна задействованы более тонкие уровни сознания. Для практики "Йоги сна и сновидений" необходим квалифицированный наставник и посвящение.
(Читайте также о "Йоге сна и сновидений" в разделе "Медицина" - "Йога сна и сновидений")
Ваджрасаттва (Дордже Семпа)
རྡོ་རྗེ་སེམས་དཔའ།
– Ваджрасаттва (санскр. Vajrakīlāya; тиб. rdo rje Sems Dpa', букв. "Ваджрный Ум") Практики Ваджрасаттвы используются во всех четырёх школах тибетского буддизма. Они применяются как для очищения омрачений в ходе выполнения предварительных практик нёндро, так и для восстановления нарушенных обязательств-самай. Таким образом, Практика Ваджрасаттвы является одной из важнейших среди практик тибетского буддизма.
Как дополнение к личной практике, мантра Ваджрасаттвы имеет способность очищать карму, нести умиротворение, облегчать страдания читающего или слушающего мантру, и стать причиной просветления в целом.
Будда Амитаюс (Це Пагме)
ཚེ་དཔག་མེད་།
– Амитаюс (санскр. Amitāyus; тиб. ', букв. "Беспредельная Жизнь") Практики Будды Амитаюса используются во всех четырёх школах тибетского буддизма. К Амитаюсу обращаются в молитвах о долгой и счастливой жизни, о здоровье и богатстве.
Ваджракилая (Дордже Пурба)
རྡོ༌རྗེ༌ཕུཪ༌བ།
– Ваджракилая (санскр. Vajrakīlāya, также Vajrakīla; тиб. rdo rje phur ba, букв. "Ваджрный Кинжал") относится к херукам, то есть к гневным божествам медитации, и считается гневным проявлением Будды Амогхасиддхи. Он – один из главных йидамов Школы Ньингма.
Трома Нагмо, Великая Гневная Дакини - Кродхи Кали
ཁྲོས༌མ༌ནག༌མོ།
– Трома Нагмо, Великая Гневная Дакини, представляет собой тайный аспект Дакини, т.е. мудрости в совершенной женской форме. Практика Чод Трома Нагмо даёт нам особо мощные методы отсечения дуалистического цепляния ума, что является корнем страдания, таким образом раскрывая врождённую мудрость нашего ума.
Предвидя трудности будущих времён, Гуру Ринпоче благодаря своему великому состраданию открыл редкие учения Чёрной Дакини своей главной супруге Еше Цогьял, которая затем спрятала их как терма. Эти терма должны были открыться в определённое время реинкарнацией одного из 25-учеников Гуру Падмасамбхавы, Дрогбена Кьеучунга Лоцавы.
Практика Трома Нагмо содержит в себе полностью путь Ваджраяны от Нёндро (предварительных практик) до практик Дзогчена (Великого Совершенства) Трекчод и Тхогал.
Практика Чод Трома Нагмо устраняет препятствия как для счастья в этой жизни так и для достижения полного просветления. Она несёт в себе чрезвычайно мощную силу; практикуя её, мы быстро накапливаем бесчисленные заслуги и безграничную мудрость. Просто установив связь с Трома Нагмо мы обретаем огромные заслуги и благословения.
Терма Дуджом Трома Нагмо содержит в себе свыше 1000 страниц, в которых излагается полный Путь к достижению состояния Будды, начиная от Предварительных практик заканчивая Высшими методами реализации Радужного Тела с помощью методов Тогел. Особенно прославлены Глубокие и обширные Учения Чод, содержащиеся там.
Данная 108-ми дневная практика объединяет в себе стадию Приближения Идама - Трома Нагмо и практику в устрашающих местах силы (тиб. Ньенса). В этой традиции, для того, чтобы подчинить энергию устрашающих мест силы, перед началом ритрита собираются небольшие камешки или земля со 108 устрашающих мест - кладбищ и пр. Все это складывается под сиденье для медитации и попирается нами во время практики Чод.
Чёрный Дзамбала
ཛམ༌བྷ༌ལ༌ནག༌པོ།
– Черный Дзамбала, его часто называют главой пяти великих Дзамбал, он так же является манифестацией Будды Акшобьи, изображается в гневной форме. Говорят что, Черный Дзамбала дает благосостояние даже вопреки кармической обусловленности, поэтому и стоит над всеми остальными.
Тонглен
གཏོང་ལེན།
– Тонглен (давать-получать) - духовная практика, направленная на развитие сочувствия, принятая в тибетском буддизме.
Шинэ - (шаматха)
ཞི༌གནས།
– Шинэ - (шаматха — спокойствие, покой) - медитация на действительный или воображаемый объект, в которой приучают ум не отвлекаясь покоиться в сосредоточении на объекте. Медитирующий таким образом пребывает в состоянии нерушимого покоя и свободы от каких бы то ни было движений сознания.
Шине в буддизме является основой узнавания истинной природы ума. Накопленная в результате практики умственная сила используется затем в медитации Лхатонг. Поэтому Шине и Лхатонг - две неразрывные стороны духовного развития.
"9 Очистительных Дыханий"
རླུང༌ཪོ༌བསལ༌བ།
– Девять очистительных дыханий (тиб. "лунг-ро сал-ва") - дыхательные упражнения, способствующие расслаблению тела, успокоению и концентрации ума, снятию нервного напряжения, гармонизации элементов тела. Использование Девяти очистительных дыханий способствует устранению препятствий, связанных с телом, речью и умом.
Очистительные дыхания выполняются перед занятиями оздоровительными физическими практиками и единоборствами, медитацией (тун), практикой Янтра-йоги и пр. В этих упражнениях применяется мягкое дыхание (тиб. "джам-лунг"): вдох и выдох медленный, прямой и глубокий. Практика предназначена для гармонизации энергии.
Шитро
ཞི༌ཁྲོ།
Ритуал Шитро, который является одним из самых мощных методов тибетского буддизма для освобождения тех, кто ушёл из жизни.
В ритуале могут принять участие те, кто хочет оказать помощь недавно умершим и находящимся в бардо живым существам. Используя силу своей реализации Учитель освобождает бесконечно страдающих в состоянии бардо живых существ.
Ритуал Шитро эффективен как для недавно ушедших, так и для тех кто умер давно и уже обрёл новое перерождение.
Дуджом Терсар
བདུད༌འཇོམས༌གཏེར༌གསར།
Дуджом Терсар — цикл учений традиции, содержащий сокровища, открытые Дуджомом Лингпой и его непосредственным перерождением, Его Святейшеством Дуджомом Ринпоче Джигдралом Йеше Дордже; одна из наиболее распространенных на сегодняшний день систем терма. Система Дуджом Терсар включает многочисленные учения и практики, охватывающие весь путь к просветлению от общих и особых предварительных практик до высших стадий тантры и Дзогчен. Уникальными особенностями Духовных Сокровищ Дуджом Терсар является их необычайная полнота и особая предназначенность для наших времен. Практически все Ламы Ньигма являются учениками Его Святейшества Дуджома Ринпоче и следуют его Терма, передавая их своим ученикам.
Калачакра
དུས་ཀྱི་འཁོར་ལོ།
Калачакра
– Учение о тождестве макро- и микрокосма, вселенной с человеком, взаимозависимости всех уровней. Согласно Калачакре, все внешние явления и процессы взаимосвязаны с телом и психикой человека, поэтому, изменяя себя, человек изменяет мир.
Учение о Калачакре, изложено в Калачакра-тантра (санскр. कालचक्र तन्त्र, «Тантра Колеса Времени»). Эта тантра, в тибетской традиции считающаяся вершиной тайн Ваджраяны.
Калачакра-тантра состоит из пяти глав:
- первая глава этой тантры посвящена космологии, астрономии, астрологии и теории календаря;
- вторая глава посвящена описанию человеческого организма;
- третья глава — подготовке к медитациям — этап инициации;
- четвертая глава — самим медитативным практикам;
- пятая глава — состоянию просветления.
Идам (тантрическое божество) используемый в этой наиболее сложной системе тантр - Калачакре-тантре, имеет тоже имя - Калача́кра.
Калачакра-мандала — мандала в виде круговой или пространственной схемы мироздания, используемая в тантрической системе Калачакры. Мандала Калачакры - это законченная трех мерная модель Всего. В ней в многочисленных символах "закодировано" так много всего, что описание заняло бы много томов.
Калачакра есть Внешний, Внутренний и Тайный.
- Внешний Калачакра - это весь мир вокруг нас.
- Внутренний Калачакра - это стадии практики.
- Тайный Калачакра - это тело человека с системой каналов и пран.
Мандала Калачакры - это пяти этажный дворец. На самом верхнем этаже покои самого Калачакры и его жены Вшиваматы. Четвертый этаж - Мандала Возвышнной Мудрости - тонкого сознания. Третий этаж - Мандала Ума. Второй этаж - Мандала Речи - 116 божеств и 80 йогинь. Первый этаж - Мандала Тела - 536 божеств.
Возле внешних стен 12 зодиакальных животных и у каждого на спине лотос с 28-ю лепестками, на которых сидят божество и его пара - новая и полная луна, а вместе 30 лунных дней календаря.
За стенами во внутреннем круге расположены "Земли Подношений". Они же - ады, они же - наш мир.
Внешние круги: земля (желтый со свастиками), дальше вода, огонь, ветер, космос (зеленый с ваджрами). Последний круг - круг Мудрости или Великий Защищающий. В круге огня и ветра 88 слогов на языке ранжяна и колеса дхармы.
Во вселенском масштабе Калачакра - начало Всего. Четвертый этаж символически представляет первую кальпу, первое человечество, Изначальная эпоха, Век Первобытных Дев и Божественных Людей. Они были немы и лишены ума. Третий этаж - это вторая кальпа, или второе человечество. Как только человек обрел ум, началось его падение из за того, что допустил грязную мысль. Второй этаж - третья кальпа, третье человечество. На этом этапе челове обрел речь, и как только он произнес плохое слово, продолжилось его падение. Первый этаж - четвертая кальпа, четвертое человечество. Результат кармы прежних двух кальп - человек получил плотное тело. Все что за стенами во внутреннем круге - это наша пятая кальпа, собственно мы. И тут кому как нравится - либо ты в раю, либо в аду, причем персональном.
В конечном итоге цель Тантры Калачакры состоит в том, чтобы за одну жизнь или за последовательность жизней пройти обратный путь к "пустоте неизменного блаженства".
|