2014 год
12 марта прибыл в г. Силан (Амдо) из Гуандуна. Силан - это амдоское произношение. На ласком и камском диалектах название звучит иначе. Город расположен на восточной окраине Цинхайско-Тибетского плато, на берегу реки Хуаншуй (湟水) — притока Хуанхэ. Средняя высота над уровнем моря — 2260 м. Среднегодовая температура — 6°C. Силан находится в окружении гор. Здесь даже вода закипает не при 100 градусах Цельсия. Настрой - пробыть в Тибете год - полтора. Последнюю точку в том, что я решился уехать на столь длительный срок именно в Тибет, поставил мой разговор с сыном Тэкона, шифу Читанем. Этот разговор заставил меня вспомнить то, что мне ранее говорили мои лаоши - Шэн Нун, Цуй Шонтин и др. И бросив все, я уехал в Тибет. На фото я с сыном Тэкона - Читань-шифу. Во время одной из бесед. 19 марта посетил доктора традиционной тибетской медицины - доктора Вабэ. Доктору более семидесяти лет. Потомственный доктор, сам собирает сырье и делает лекарства. Очень гостеприимный и радушный. Полушутя-полусерьезно назвал меня "Монголом". Сказал, чтобы я не стеснялся говорить, что я могу говорить с ним по-китайски, он нормально понимает. И потихоньку практиковать тибетский язык. "Стыдно не знать свой родной язык, а иностранные языки нужно не стесняться практиковать" - сказал старый Доктор. Выслушал меня, чего мне не хватает для "полного счастья" и приписал три лекарства. Я в Силане живу от дома доктора в 10 минутах ходьбы. Говорит, чтобы я не стесняясь заходил в гости. Узнав о том, что я интересуюсь кунфу, доктор Вабе стал вспоминать, что он в молодости тоже занимался боевыми искусствами. С энергией молодого юноши и искренним энтузиазмом ребенка, он начал демонстрировать движения. Движения были характерны для традиционного боевого искусства (как я себе его представлял). Я не являюсь знатоком тибетского кунфу, поэтому мне было интересно понаблюдать за старым доктором. Рассказав о том, что во Внутренней Монголии, доктор строит медицинский дацан, пригласил летом приехать к нему в Мало. Пожить в традиционном тибетском жилище, попрактиковаться в езде на лошадях, посмотреть на культуру и быт тибетцев "так как оно есть". В Силан доктор приезжает на зиму, а летом уезжает в горы, собирает лекарственное сырье, делает лекарства. 29 марта (суббота) ездил с братьями доктора Ниды (Учи и Хунченом) и их мамой в город Гуйдэ. За моей спиной, на "лотосе" - огромный молитвенный барабан. У нас есть настрой, "немного" покрутить его (барабан). Пришлось потрудиться и покрутить "молитвенный барабан". Крутили барабан часа три. Хорошая буддийская физкультура. Но мы молодые (относительно молодые) и в "подметки не годились" той целеустремленности, которую проявляют здесь старые практики, и в частности мама доктора Ниды. В Тибете люди чем старше, тем более усердно практикуют Дхарму. Они хотят быть максимально готовы к "переходу". 5 апреля посещение музея Традиционной Тибетской Медицины. Я возле статуи знаменитого основателя традиционной тибетской медицины - Ютогпы-старшего. Вход в библиотеку текстов по традиционной тибетской медицине. 13 апреля, по личному приглашению геше Гендун Шераба, я совершил паломничество в знаменитый монастырь Кумбум. Скорее всего, он пригласил меня, узнав что я ученик Доктора Ниды. Геше Гендун Шераб выходец из Ребконга, и представляет линию Гелуг. Титул геше сравним с западной степенью доктора философии, и присуждается в монастырях школ Гелуг и Сакья. В традициях Кагью и Ньингма также выработали свои системы учёного образования. В этих школах присуждается степень ка-рабджампы («ясный знаток писаний»), а также титул кхэнпо («знаток»), приобретший в Гелуг значение настоятеля. Чтобы стать геше, один из моих знакомых геше из монастыря Лабран, сказал, что нужно учиться 18 лет и естественно, сдать экзамены. Программа обучения геше представляет собой адаптацию предметов, изучавшихся в индийских буддийских университетах, таких как Наланда. Все предметы представляли собой различные тематические разделы Ганджур. Канон Ганджур (тиб. «Передача слов [Будды]») составлен в первой трети XIV века тибетским учёным из школы сакья Будоном Ринчендубом. Создание текстов традиция приписывает Будде Шакьямуни. Состоит из 7 разделов, 108 томов, содержащих 84 000 поучений. Ганджур выступает в двух качествах: как предмет культа и как источник догматики. Термин Ганджур имеет также смысл «Прямые слова Будды». В Тибете эта программа впервые появляется в школе Сакья под именами ка-ши («четыре предмета») и ка-чу («десять предметов»), по прохождении которой степень присуждалась по результатам ритуализованных дебатов. Ко временам Цонкапы её можно было получить в монастырях Сангпу, Кьормолун и Дэвачен. В монастырь приехал в автомобиле геше, за рулем которого, был ученик геше. В монастыре нас вышел встречать один из местных геше, большой друг Гендун Шераба. Он как гостеприимный хозяин, стал нам гидом по монастырю, показав самые интересные и важные с его точки зрения места в Кумбуме. После посещения монастыря, местный геше, узнав от Гендун Шераба, о моем желании приобрести статую Будды Медицины и мала (чётки для учета количества начитанных мантр), согласился помочь мне в осуществлении задуманного. Выбирая чётки, я попросил местного геше определить, насколько правильный мой выбор и "освятить" мала. В Кумбуме есть дерево, которое находится на месте рождения Дже Римпоче (1357—1419) — тибетский религиозный практик, философ и наставник. Вошёл в историю как реформатор тибетского буддизма и основатель школы Гелугпа. Пабонка Дечен Ньингпо называл ламу Цонкапу «Царём Дхармы трёх миров»; так же его почитали и другие тибетские мастера прошлого и настоящего. В литературе школы Гелуг имя Цонкапы обычно предваряется титулом «Всеведущий Наставник». В трёхлетнем возрасте Цонкапа получил полные обеты буддиста-мирянина от четвертого Кармапы IV Ролпе Дордже, который также даровал ему имя Кунга Ньингпо. В семь лет он принял обеты монаха-послушника от своего наставника Чойдже Дондупа Ринчена и был назван Лобсангом Драгпа. Уже в столь юном возрасте Цонкапа получил многие учения и посвящения в тантры Херуки, Ямантаки и Хаягривы и знал наизусть такие тексты, как «Произнесение имён Манджушри». Движимый страстью к обретению духовных знаний, Цонкапа много путешествовал и обучался у наставников всех традиций тибетского буддизма. В шестнадцатилетнем возрасте он отправился в монастырь Дрикунг Кагью в центральном Тибете, где приступил к обучению под руководством настоятеля Ченга Чокьи Гьялпо, от которого получил наставления по бодхичитте и Махамудре. Кончог Кьяб из того же монастыря передал ему свои знания о медицине, и всего через год Цонкапа достиг мастерства в этой области. Одаренный необычайной памятью, он без труда запоминал даже самые сложные тексты. Так, он выучил наизусть весь комментарий к обширному коренному тексту по своду правил монашеской дисциплины (Виная), запоминая по 17 фолиантов в день. Слава об этом духовном гении скоро разнеслась по всей стране и в итоге дошла даже до китайского императора Чжу Юаньчжана, который послал ему приглашение посетить Китай. Из Дрикунга Цонкапа направился в монастырь Чодра Ченпо Дэвачен, где продолжил своё образование. За два года он освоил все труды Будды Майтрейи и тексты по Праджняпарамите. Добившись высокого мастерства в искусстве философских диспутов, он прославился своей эрудицией. Во время посещения Ньяпон Кунга Пел в Цечене Дже Ринпоче встретил сакьяского учителя Рендаву, которого позже стал считать своим основным духовным наставником. Именно в этот момент Цонкапой была написана знаменитая молитва «мигдзема», переадресованная Рендавой ему же самому. У Рендавы и другого своего наставника школы Сакья Кажипа Лосела Цонкапа получил наставления по монашеской дисциплине, феноменологии, теории достоверного познания, Мадхьямаке и Гухьясамаджа-тантре. Он также получил передачи Шести Йог Наропы, Калачакры, Махамудры, Ламдрэ (Пути и Плода), Чакрасамвары и многие другие, а впоследствии передал их своим ученикам.В возрасте двадцати пяти лет Дже Цонкапа принял полное монашеское посвящение и затем, в Наньинге, начал преподавать Абхидхарму. В это время у него начались сильные боли в спине, но он самостоятельно вылечился от этого недуга, применив метод, полученный в монастыре Сакья от Дордже Ринчена, который также дал ему комментарий на Хеваджра-тантру. Усердие Цонкапы в духовных занятиях было неистощимым. Помимо изучения и преподавания философии, он интенсивно занимался йогой и медитацией, а также различными очистительными практиками. Известно, что Цонкапа совершил 3,5 миллиона простираний, 1,8 миллионов подношений мандалы и прочел бессчетное количество мантр Ваджрасаттвы. Ему постоянно являлись йидамы, особенно Манджушри, которому он мог задавать вопросы и получать разъяснения глубинных аспектов учения. Кроме того, он множество раз уходил в затворничество. Самое длительное затворничество, в Волкха Чолунге, продолжалось четыре года. В это время рядом с Цонкапой находились только восемь его ближайших учеников. В целом, Цонкапа обучался под руководством более ста учителей, настойчиво выполнял духовную практику и, в свою очередь, обучил тысячи учеников, по большей части в центральных и восточных районах Тибета. Он также много писал. Собрание его сочинений в восемнадцати томах включает в себя сотни трудов по всем аспектам буддийского учения, разъясняющие наиболее трудные для понимания положения Сутраяны и Мантраяны.Главные работы Дже Цонкапы: «Большое руководство по этапам пути к пробуждению» (Ламрим Ченмо), «Большое руководство по этапам пути тантры» («Нагрим Ченмо»), «Сущность искусства изложения иносказательных и буквальных учений» (Drang-nges legs-bshad snying-po), «Хвала взаимозависимости» (rTen-'brel bstod-pa), «Ясное описание пяти стадий Гухьясамаджи» (gSang-'dus rim-lnga gsal-sgron) и «Золотые чётки» (gSer-phreng). Первую из упомянутых работ, «Ламрим Ченмо», Цонкапа завершил в 1402 году. Этот труд, основанный на тексте Атиши «Светоч на пути к Пробуждению», подробно и поэтапно излагает весь путь к состоянию будды и является базовым учебным пособием в школе Гелуг. Цонкапа учил тысячи монахов, и среди множества его ближайших учеников наиболее выдающимися стали: Гьелцаб Дхарма Ринчен (1364—1432); Кхедруб Гелег Пелзанг (1385—1438); Гьялва Гендун Дуп (Первый Далай-лама), основатель монастыря Ташилунпо в Шигацзе (1391—1474); Джамьянг Чодже Таши Пелден, основатель монастыря Дрепунг (1379—1449); Джамчен Чодже Шакья Еше, основавший монастырь Сэра; Дже Шераб Сенге, основатель Гьюме — Нижнего тантрического колледжа — и монастыря Сегью; Кунга Дондуп, основатель Гьюте — Верхнего Тантрического колледжа. 19-20 апреля посещение Ребконга. За моей спиной статуя Зеленой Тары. Вокруг неё, тибетцы постоянно совершают "кору". Т.е. совершать многократный обход святыни по часовой стрелке. За моей спиной центральный вход в монастырь Жонву. Известный в монастыре Жонву, геше Гендун Шераб, пригласил на участие в ночной практике Палден Лхамо. Палден Лхамо (тиб. dpal ldan lha mo — Прославленная Богиня; на санскрите — Шри Дэви) — в тибетском буддизме: гневное женское божество, одна из 8 основных дхармапал. Её праздник (день Упосатхи — 25-й день лунного календаря) отмечают накануне буддийского нового года. Ей посвящают особую мантру. Палден Лхамо – одна из основных защитников веры и учения в традиции Гелугпа тибетского Буддизма. В тибетском Буддизме Палден Лхамо охраняющая божество (Сахюусан) школ "новых тантр", она оберегает учения Махаяны. Она считается гневной формой богини Сарасвати, а также духовной супругой Махакалы (Гомбо сахюусана). Она оберегает от злых духов, порчи и злых языков, а также от всех внешних врагов. Считается, что Палден Лхамо исцеляет от всех болезней и является хранительницей тайн жизни и смерти. Демоны болезней, демоны кладбищ и плотоядные демоны подчинены её воле, поэтому её имя стараются не упоминать. Ночная практика началась в часа 3 утра. Молитвенные барабаны вокруг монастыря Жонву. За моей спиной происходят знаменитые дролен (диспуты-поединки монахов). На улице мороз. Я в куртке, свитере и еще масса вещей - чтобы согреться. Монахи - с оголенными руками и в довольно легкой одежде. Видимо практика их согревает. Ночная практика началась в часа три утра (или три часа ночи). Было темно и холодно. Вообще не хотелось выходить из своей комнаты. Из-за холода не хотелось даже шевелиться. Но монахи босиком и с открытыми до плечей руками, совершали ритуалы, а в перерывах нам (гостям) приносили угощения - горячий тибетский чай и тибетский хлеб. Внутри храма. Невероятно красивая резьба по дереву использована в декорировании помещений монастыря. Праздник украино-китайско-тибетской дружбы. 2 мая повторное посещение монастыря Кумбум. При монастыре существует медицинская школа. Здесь же делают лечебные ванны. Лечебные ванны - это неотъемлемая часть традиционной тибетской медицины. В разделе "Внешние процедуры" подробно расписаны составы лечебного сырья для ванн, при каких заболеваниях и правила приема процедур. Шераб Лхамо - преподаватель амдоского диалекта тибетского языка для иностранцев. Моя преподавательница по курсу разговорного тибетского языка в университете народностей Китая в Амдо. Группа моих однокурсников по изучению тибетского языка в университете народностей Китая в Амдо. В центре наша преподавательница - Лхамо лаоши. Я со своими преподавательницами разговорного китайского и разговорного тибетского языка. За моей спиной (с фотоаппаратом) старший брат Доктора Ниды - Хунчен. Группа моих однокурсников по изучению китайского языка в университете народностей Китая в Амдо. Я со своей преподавательницей грамматики китайского языка - Дан лаоши, в университете народностей Китая в Амдо. 9 мая посещение госпиталя тибетской медицины и исследовательского центра тибетской медицины. В закрытой библиотеке исследовательского центра традиционной тибетской медицины. Здесь хранится огромное количество текстов по традиционной тибетской медицине. Эти тексты изучаются, и их методики и рецепты тестируются на пациентах госпиталя, при этом результаты проверяют с помощью современного диагностического оборудования. С 16 по 18 мая 2014 года в городе Ровно, "Украинская федерация Винчунь кунфу/Джеткун-до", провела очередной учебно-тренировочный семинар. Семинар прошел под руководством вице-президента Федерации - Кузьмина Андрея. Семинар прошел по плану и согласно учебно-тренировочной программы. 6 июня (повторно) посетили Гуйдэ. Были в верховьях реки Хуанхэ. Здесь вода в реке еще светло зеленая, чистая и красивая (в среднем течении, вода уже желтая. Отсюда и название - Желтая река). Добраться сюда можно только на верблюдах. 14 июня поездка на Чинхайху (озеро Кукунор). Кукуно́р (кит. 青海湖, (Цинхайху), монг. Хөх нуур) — самое большое бессточное горное солёное озеро Центральной Азии. Расположено в провинции Цинхай на западе КНР. Китайское (Цинхайху (青海湖), монгольское (Кукунор, Хөх нуур) и тибетское (Цо Нгонпо) названия совпадают и означают «синее озеро». Расположено в 100 км восточнее столицы провинции Цинхай - города Синин. Длина около 105 км, ширина до 65 км, площадь около 4,2 тыс. км², наибольшая известная глубина 38 м, расположено на высоте 3205 м и занимает центральную часть Кукунорской равнины. Берега расчленены слабо; развиты древние озёрные террасы (высотой до 50 м). Дно сложено преимущественно илами. Несколько песчаных островов. В Кукунор впадают 23 реки, самая водоносная из которых — река Бухын-Гол образует дельту, вдающуюся в Кукнор на западе. Летнее половодье на реках обусловливает сезонные колебания уровня озера. Летом вода прогревается до 18—20 °C, с ноября по март озеро замерзает. Минерализация воды в засушливые периоды достигает 11,3 г/л. Водится рыба, главным образом из семейства карповых. Из европейцев Кукунор первым исследовал Н. М. Пржевальский в 1872 году. 23 июля решил из Амдо поехать в Кхам. Статуя Короля Гэсэра в уезде Юйшу. Культ Короля Гэсэра очень популярен в этом регионе. Данная территория находится на высотах в пределах 4000-5000м. Именно здесь берут начало крупнейшие реки юго-восточной Азии - Хуанхэ, Янцзы и Меконг. Именно в этих местах растет один из наилучших видов кордицепса, который по-тибетски называют "ярца гумбу". В этих местах произрастают растения, которые больше не растут нигде и приравниваются по своим свойствам к жэньшэню. Именно тертон Кьябдже Намка Дриме Рабджам Ринпоче (Namkha Drimed Rabjam Rinpoche) даёт цикл Учений по практикам Короля Гэсэра (Lord Gesar). Тертон Кьябдже Намка Дриме Рабджам Ринпоче со своими сыновьями. Кроме ритуальных практик, танцев и песнопения, прошли и открытые официальные мероприятия посвященные этому событию. Выступают носители тибетской культуры. Монахи в ожидании своей очереди на выступление. Движения тибетских монахов, очень были похожи по содержанию на движения шаолиньских "у сэнов" (монахов бойцов). Тибетские удальцы демонстрировали возможности верховой езды на яках. Доказывая на деле, что як может быть не только вьючным животным. Скачки на лошадях с одновременной стрельбой. Искусство наездников и воинов. Вольтижировка на лошадях, с демонстрацией акробатических элементов завораживала и одновременно "заводила" зрителей. Ведь каждый из зрителей отдавал предпочтение какому-то одному из наездников. Тибетский практик боевых искусств во время перерыва, после своего выступления. Тибетские монахи во время перерыва, после своего выступления. Не выпуская из рук мобильный телефон, тибетская "Им Винчунь" готовилась к выступлению, выполняя тибетский аналог Чамкью ("2-я форма"). У "тибетской Им Винчунь", на правом боку на поясе, тибетская разновидность женского "бачжамдо" (известные у нас, как "ножи-бабочки"). В этом месте, более тысячи лет назад делала остановку легендарная принцесса Вэньчэнь, которая привезла с собой в Тибет огромное количество реликвий и знаний. В этом месте, в верховьях реки Хуанхэ, дорога разделяется. В одну сторону Лхаса, в другую - Сычуань. Маршрут принцессы Вэньчэнь, можно отследить по наскальным буддийским надписям. Мантра "ОМ МАНИ ПЭДМЭ ХУМ" практически на каждом шагу. Кроме того, путь принцессы отмечен многочисленными "чортенами", которые также являются объектами поклонения. Посещение храма принцессы Вэньчэнь. Здесь принцесса сделала продолжительную остановку перед Лхасой. Посещение монастыря линии Карма-кагью в Кхаме. Над монастырем есть небольшой зал, скорее "скит". Здесь хранятся реликвии внучки Марпы (1012—1097). Марпа был первым учителем Карма-кагью в Тибете. Известными последователями этой школы были также Миларепа и Гампопа. Отдельный зал Махакалы Бернагчена (Черный Плащ) главного Зашитника Карма-кагью. Посещение летней стоянки кампа. Местные тибетские быки нас встретили настороженно. Волк он и в Тибете волк - надежный друг и помощник человека. Узнав, что у меня нет обратного билета, друзья-тибетцы предложили мне средство передвижения и мешок цампы в дорогу, чтобы не похудел. Вспомнив видимые мной гонки на яках, я вошел в "раж". Риторический вопрос: "чьи боевые искусства сильнее: китайские, японские или тибетские?", витал в воздухе. И в итоге привёл массы в движение. Обмен опытом с тибетскими практиками боевых искусств. Что практичнее, винчунь или ламапай? Каждый из нас старался "не ударить в грязь лицом". Каждый что-то противопоставлял другим. Заражённый общим азартом, в поединок ринулся профессор Мияги, мастер школы Синкагэ-рю, представив окружающим японское будзюцу. Синкагэ-рю (яп. 新陰流 синкагэ-рю:, «Новая теневая школа») — одна из древнейших японских школ фехтования мечом, основанная в середине XVI века. История синкагэ-рю: Основателем школы является - Камиидзуми Исэ-но-ками Нобуцуна. Он прошёл обучение в трех школах, которые называют истоками японского кэндзюцу — нэн-рю, катори синто-рю, Кагэ-рю. Исэ-но ками усовершенствовал технику этих школ, особое внимание уделяя технике и принципам школы Кагэ-рю. Результатом стало создание школы синкагэ-рю. Участвуя в многочисленных сражениях, Исэ-но ками на деле доказал эффективность созданной им школы, которая впоследствии стала очень популярной в средневековой Японии. Победила дружба и пиво "Циндао". Шё (кефир из ячьего молока) был популярен на следующее утро. Молоко для шё, начали готовить заранее. Женщины понимали, что утром шё будет на вес золота. Знакомясь с местным сырьем для приготовления "ринченов" ("драгоценные пилюли"), нас не покидала тайная надежда найти мешок с кордицепсом. Кордицепс (cordyceps sinensis) известный в Китае гриб, находится в одном ряду по значимости с женьшенем, пантами оленей и грибом линьчжи. Обитает он в высокогорье Тибета (3500-4200 метров над уровнем моря). История применения кордицепса в Китае как средства укрепления здоровья и профилактики заболеваний насчитывает более 2000 лет. Кордицепс можно отнести как к группе флоры, так и к группе фауны. Это двуединое существо, растение и насекомое. Кордицепс богат питательными веществами и специфическими биологическими компонентами, присущими растениям высокогорья. Уникальный химический состав гриба позволяет использовать его как лекарственное средство широкого спектра действия. Если говорить сжато, то кордицепс имеет регуляторные свойства в отношении органов человеческого тела и напрямую противодействует болезням. Кордицепс в буквальном смысле производит «ремонт» клетки, является профилактическим и восстановительным фактором организма. Врачи приписывали кордицепсу общеукрепляющие свойства, способность стимулировать собственные защитные силы организма, улучшать потенцию и укреплять нервную систему. Еще одна гомпа. Посещение монастыря Цзегу линии Сакья в Юйшу. Монастырь восстанавливается после сильного землетрясения произошедшего в 2010 году. В результате землетрясения были разрушены целые селения. Погибло более 2000 человек. Одно из мест поклонения тибетцев. Ещё одно из мест поклонения тибетцев в Юйшу, называемое "Мани" - Драгоценность. Огромное количество мантр высеченных на камнях. Мантр не сотни, и даже не тысячи, а десятки тысяч. 26 августа, очередное посещение музея Традиционной Тибетской Медицины. Музей Тибетской Астрологии в Амдо. Демонстрируются инструменты при помощи которых производились астрологические расчеты и измерения, классические танки и тексты по астрологии, статуи выдающихся мастеров астрологии и линии приемствености. 2 октября выехал в Ребконг. Ребконг - это знаменитое место поселения нгакпа. Традиция нгакпа – наивысшее знание о совершенно сбалансированной жизни! Нгакпа – это культурная немонашеская духовная традиция тибетского народа. Падмасамбхава (Гуру Ринпоче) основал её в VIII в. для того, чтобы миряне могли получать духовное и культурное образование. Царь Трисон Децен не только сделал существенный вклад в развитие традиции нгакпа, но и был сам нгакпой, и являлся примером для других людей. Многие нгакпа показали свои способности, становясь высокообразованными людьми и проявив себя выдающимися практиками. Пример этого – основатель современной Традиционной тибетской медицины (ТТМ) Юток Йонтен Гонпо (VIII в.). Он был нгакпа, как и многие его предшественники - врачи в семейной линии. В IX веке Три Релпачен, третий Дхарма Царь Тибета также стал нгакпой. Благодаря его преданности Учению и поддержке культура нгакпа расцвела по всему Тибету. Последний тибетский царь Ланг Дарма делал всё для того, что-бы истребить буддийскую традицию в Тибете, но не смог разрушить традицию нгакпа. Это нечто базовое для тибетского народа. Выехав в Ребконг, я имел договоренность с тибетскими друзьями о том, что буду жить в семьях у нгакпа. Мне было интересно изучать эту традицию живя среди нгакпа, наблюдая их повседневную жизнь и быт. Мои друзья сделали все, чтобы то, что мне было интересно, я смог увидеть, потрогать и если нужно задать вопросы. Меня учили печь хлеб, готовить некоторые блюда. Я получил некоторое представление об их повседневной жизни и способе ведения хозяйства. Я мог наблюдать процесс их духовных практик и задавать вопросы. Прадед нгакпа с подрастающей сменой. Тибетские женщины вносят огромный вклад в традицию Нгак-Манг. Нгакмо (женщины - нгакпа) такие как Еше Цогьел, Мачиг Лабдрон и Шугсеб Джецун были в высшей степени уважаемыми практиками и являются вдохновляющим примером для многих тибетских женщин. Еше Цогьел (777 - 837 гг.), первая тибетская нгакмо, также считается первым тибетским женщиной - врачом, она открыла много мантр и методов лечения, относящихся к Тибетской медицине. 3 октября, в День Гуру Падмасамбхавы, я смог посетить коллективную практику в деревне нгакпа. Мне разрешили присутствовать на практике и делать фото. Я сделал фото находясь в соседнем помещении. Но "щелкать" фотоаппаратом в гомпе во время практики у меня не хватило наглости. Свободная от каких - либо сектантских воззрений, традиция нгакпа продолжается сегодня в Китае, Бутане, Непале, Индии, Монголии и в последнее время на Западе, благодаря мужчинам и женщинам, изучающим и практикующим ежедневно. Проживая в деревне у нгакпа, я время от времени выезжал в различные горные монастыри. Если кто-то из местных жителей ехал в какой-либо монастырь, меня приглашали поехать с ними. Повседневные будни Ребконга. Яки везде. Госпиталь монастыря Жонву в Ребконге. Все лекарства которые продаются в этом госпитале - изготавливаются и освящаются монахами. "Линия передачи" по правилам изготовления "Ринченов" ("Драгоценных Пилюль") идет от Кхенпо Трору Ценама. В Мало Кхенпо Трору Ценам не смог поехать, поэтому из Мало за передачей приезжали в Ребконг. Пользуясь случаем, я пополнил свою безразмерную тибетскую аптечку, лекарствами изготовленными в монастыре по наставлениям Кхенпо Трору Ценама. Внутри помещения госпиталя монастыря Жонву в Ребконге. Посчастливилось пожить в доме у известного нгакпы и получить глубокие наставления по практике различных мантр и правилам использования ритуальных предметов. Наконец сбылось то, что я давно планировал. Я приехал в знаменитый монастырь Лабран. И приехал не в качестве туриста, а живу в монашеском траканге и общаюсь с ламами. Монастырь Лабранг или Лабранг Ташикьил (полное наименование Гандэн Шедруп Даргье Таши Кунне Кьилве Линг) был основан в 1709 году Джамьянг Шэпой Нгавангом Цондуем, который являлся учеником Пятого Далай-ламы. Лабранг расположен на высоте 2,920 м в долине речки Дася. Монастырь Лабранг — крупнейший тибетский монастырь за пределами Тибетского АР и один из шести ведущих монастырей ордена Гелугпа. Благодаря своему удачному месторасположению в тибетском регионе Амдо, поблизости от границ тибетского мира и традиционных торговых путей, монастырь быстро богател, расширяя свои территории и известность. В частности, именно с территории Лабранга шло миссионирование бурят, тувинцев и калмыков. Сейчас община монастыря насчитывает почти 2000 человек (были времена когда здесь проживало около 4000 монахов и лам). Под прямым управлением Лабранга находятся около 40 небольших монастырей в окрестных горах, а также женский монастырь в западной части посёлка. На территории монастыря располагаются 18 крупных молельных залов, среди которых особо выделяется семиэтажный зал Шакьямуни, две крупные ступы, а также приблизительно 500 небольших капелл и монашеских келий. Вдоль стен монастыря тянется паломническая тропа - кора, длиной три километра, по всему периметру которой стоят мани - молитвенные колёса или жернова высотой от одного до 2,5 метров, всего 1174 штуки. Во время прохождения коры паломник обязан раскрутить каждую из них. Помимо всего прочего Лабранг является крупным образовательным центром буддизма с шестью институтами: институт буддийской философии, нижний и верхний тантрические институты, институт Калачакры, институт тибетской медицины и институт религиозного права. Нынешний настоятель монастыря Лабранг, Шестой Джамьянг Шэпа является вице-президентом Буддийской Ассоциации Китая. Вид на монастырь Лабран сверху, с одной из вершин. Вокруг монастыря огромное количество монашеских подворий, целые микрорайоны. В каждом траканге живет один монах. Я других вариантов не встречал. Меня и сэнсэя Мияги (сэнсэй Мияги - мастер традиционной японской школы Синкагэ-рю), гостеприимно встретил и разместил в своём трашаге Геше Дорджи. Геше Дорджи 19 лет учился, прежде чем защитить степень геше. Сейчас Геше Дорджи продолжает изучение буддийской тантры. Один из дацанов монастыря. Медицинский дацан монастыря. Вдоль стен Медицинского дацана размещены медицинские танки с изображением "Деревьев Медицины". Ламы-врачи идут на выполнение очередного медицинского ритуала. Попал в святая святых монастыря - хранилище "досок", с которых печатают "печа". Мы ищем книгу которая нас интересует, и похоже она есть на "досках". Монастырская библиотека хранит обширную коллекцию книг и свитков на тибетском языке, в том числе около 60 000 сутр. Посетил монастырь Бон-по. Это монастырь в котором практикуют Юндрунг Бон. Монастырь был основан бонским махасидхой Цешиг Друнгрампой в 12 столетии, более 900 лет назад. Монастырь расположен в горах на высоте более 2900 метров над уровнем моря. На фоне одной из гомп бонского монастыря. Профессор Мияги и я в гостях у бонского ламы. 9 ноября выехал в горный монастырь 佑宁寺 - Юнин-сы (это китайское название), тибетцы его называют - Гонлун Джампа Линг ( དགོན་ལུང་བྱམས་པ་གླིང་།). Монастырь был основан в 1604 году. Центральные ворота монастыря. Это место где в ретрите находился Кармапа. Как можно было здесь жить, да еще и при такой погоде? Хранилище досок для издания "печа". Мы продолжаем искать разные букинистические издания. Лама изготавливающий маски для ритуальных танцев. Хочу выбрать себе и заказать какую-нибудь маску на новый год. Место где изготавливаются маски. Вот такая мастерская... Посещение монастыря Байма-сы в Амдо (не путать с монастырем Байма-сы в Лояне). В этом монастыре практиковал Палжи Дордже из Лхалуна после того, как он убил царя Тибета Лангдарму. Царь Ландарма пришёл к власти в результате дворцового переворота и убийства своего брата Ралпачана в 838 при поддержке про-бонски настроенной аристократии. Ландарма постоянно демонстрировал ненависть к буддизму и к монашеской общине. Всякий раз, когда на его пути встречалась буддийская статуя, он приказывал ей говорить, и если статуя безмолствовала, он приказывал отрубить ей нос или палец. Эти частично изуродованные статуи в окрестностях Лхасы простояли много веков. Ландарма приказывал казнить любого монаха Красной сангхи (полностью посвящённых монахов), не признававшего его антибуддийских указов. Но при этом он щадил членов Белой сангхи (йогинов и старейшин родов), так как считал их домохозяевами, а не монахами. Во время правления Ландармы немало буддийских текстов и передач было уничтожено, однако традиция Ньингма не погибла за счёт представителей Белой сангхи и беженцев на окраины Тибета и в окрестные государства. Ландарма был убит выстрелом из лука Лхалуном Пэлжи Дордже. Последний не был монахом, как обычно пишут, а имел обеты послушника. Пэлжи Дордже (Палдордже), «преисполнившись сострадания к царю», убил его. После этого Палдордже удалился в уединение, посвятив всю свою жизнь изучению махаянских текстов и медитации. Гибель царя-гонителя и сейчас празднуется в ряде регионов распространения тибетского буддизма. На фоне одной из гомп монастыря Байма-сы в Амдо. С 12 по 14 декабря 2014 года в городе Киеве, "Украинская федерация Винчунь кунфу/Джеткун-до", провела очередной учебно-тренировочный семинар. Семинар прошел под руководством вице-президента Федерации - Кузьмина Андрея. Семинар прошел по плану и согласно учебной-тренировочной программы. |