Чэн-хуан и Туди-шэнь — божества-покровители территорий.
Локальные божества-покровители определенных территорий — Чэн-хуан в городах и Туди-шэнь в сельской местности — были наиболее широко распространены в древности.
Все города страны, как большие, так и маленькие, обзавелись своими Чэн-хуанами и храмами, сооруженными в их честь. Чэн-хуан играл очень важную роль в жизни города и всей округи. Он контролировал духов своей области, заставляя их охранять город от засухи и эпидемий. Чэн-хуан должен был выступать не только как покровитель, но и в качестве управителя города и округи, а также и мирового судьи. Это был местный представитель верховных небесных и подземных сил. Чэн- хуан участвовал в совершении правосудия над душами умерших. Считалось, что Чэн-хуан является в масштабе данной местности своеобразным посредником между людьми, которыми он управляет, и сверхъестественными силами, которым он подчиняется и обязан давать регулярные отчеты о положении дел на вверенной ему территории. Чэн-хуан обычно изображался в облике чиновника высшего ранга. В храме Чэн-хуана его статуя всегда была окружена десятками идолов — его помощников и секретарей, нередко изображенных сидящими за столом с кистью для письма в руке. Все эти помощники были призваны тщательно фиксировать все события в городе и сообщать о них на небо и в подземное царство. В качестве Чэн-хуан в каждом городе почитали какого-либо деятеля, спасшего данный город или прославившегося своей службой в нем.
Обожествление Чэн-хуан проходило обычно следующим образом. Личность одного из благородных и добродетельных чиновников-управителей данного города после смерти постепенно обрастала легендами, восхвалявшими его добродетели и приписывавшими ему чудодейственные свойства. Люди верили, что он помогает землякам и своему городу в загробном мире, заступается за них, является в снах с благими вестями и предупреждениями. Как и всякий чиновник, божественный чиновник-покровитель Чэн-хуан не только управлял своими подопечными и передавал информацию об их делах по инстанции, но и обязан был заботиться об их благополучии, рассудить их в случае конфликта. Чэн-хуан занимал настолько важное место в сознании китайцев, что в Пекине был создан специальный храм Чэн-хуанов для жителей чужих районов, оказывавшихся по тем или иным причинам на длительные сроки оторванными от своего дома. В этом храме гости города Пекина могли обратиться за помощью к божеству своей местности. Для этого достаточно было совершить обычный обряд жертвоприношения перед табличкой с соответствующим наименованием. Чэн-хуан вызывал почтительный страх. Считалось, что он все видит и все знает, все записывает и всю информацию передает дальше по инстанции. Его нельзя ни обмануть, ни подкупить. Поэтому в храме Чэн-хуана обычно решались наиболее трудные судебные дела. Согласие принести клятву перед образом Чэн-хуана рассматривалось как свидетельство невиновности поклявшегося и обычно предусматривало решение дела в его пользу. Страх перед божеством, боязнь ужасной судьбы на том свете бывали обычно настолько сильны, что ложные клятвы, как правило, представляли исключение.
Туди, Туди-шэнь, Туди лаое, Туди гун
В деревне аналогом должности Чэн-хуан было божество-покровитель территории Туди-шэнь. Туди (букв.- «земля»), или Туди-шэнь («бог земли»), Туди лаое или Туди гун (гун гун) («господин земли»), в поздней китайской мифологии божество данной местности или деревни. Туди-шэнь подвластны все строения данной местности, он считался охранителем жителей от всякого зла, включая и хищников (тигров, барсов), ему молились об урожае, о выздоровлении, благополучном путешествии. В древности культ Туди-шэнь был весьма пышным, но постепенно ослаб и стал не столь значимым. Считалось, что Туди-шэнь после смерти человека делает в особой книге отметку про душу умершего, Он сообщает о ней своему начальнику Чэнхуану. В качестве Туди-шэнь нередко почитались исторические деятели, например историк и теоретик поэзии Шэнь Юэ (441-513), литератор Хань Юй (768-814), полководец Юэ Фэй (1103-1141). Последний стал Туди-шэнь императорской академии, когда она была в 13 в. переведена в Ханчжоу в дом, где он некогда жил.
В функции Туди-шэнь также входило быть в курсе всех дел деревни, отвечать за них, заботиться о местных жителях и своевременно информировать высшие небесные и загробные инстанции обо всем случившемся. Словом, Туди-шэнь, как и Чэн-хуан, служили божествами-чиновниками, божествами-посредниками между миром людей и миром богов в пределах подведомственной им территории.
Обычно глиняные фигурки, изображавшие Туди-шэнь и его жену (Туди-по), помещались в небольшой деревенской кумирне, возводившейся где-либо на возвышенном месте близ деревни. Фигурки Туди-шэнь и его жены находились в центре кумирни, а по бокам могли располагаться изображения или таблички с именами других божеств. В эту кумирню местные крестьяне приходили со своими мольбами и просьбами (обычно написанными на лоскутках красной материи) и скромными подношениями. Крестьяне нередко обращались с мольбами и к другим богам, однако перед своим деревенским божеством-покровителем они всегда задерживались. Все обязаны были информировать его о текущих изменениях в жизни деревни — о свадьбах, рождениях, смертях и т. п., а также обо всех более или менее значительных событиях. Это и понятно, ибо отвечавший за судьбы своих подопечных Туди-шэнь был обязан знать все. Туди-шэню были подвластны все строения данной местности, он считался охранителем жителей от всякого зла, включая и хищников (тигров, барсов), ему молились об урожае, о выздоровлении, благополучном путешествии. Люди верили, что Туди-шэнь после смерти их односельчанина делает в особой книге отметку душе умершего и сообщает о ней своему начальнику Чэн-хуану. Считалось, что Туди-шэнь может быть смещен и заменен другим, если он плохо выполняет свои обязанности. Изображался Туди-шэнь в виде старика в шапке гражданского чиновника древних времен. Рядом с ним один или два прислужника. Изображения Туди-шэнь наклеивались на стену комнаты, фигурку Туди-шень (иногда деревянную дощечку с его именем) ставили на стол. В Новый год в жертву Туди-шэню приносили ощипанного петуха и живую рыбу в сосуде с водой.
2-го числа 2-й луны отмечался день рождения Туди-шэнь.
Множество «постов» Чэн-хуан и Туди-шэнь, выступавших в качестве местных божеств-покровителей, ответственных перед Верховным правителем мира божеств и духов (нефритовым императором Юйхуаном шанди) было в мире сверхъестественных сил как бы зеркальным отражением того порядка, который существовал в мире людей. Иными словами, Чэн-хуан и Туди-шэнь исполняли роли реальных действующих чиновников в конфуцианской бюрократической империи, где все они, вплоть до самых низших, были ответственны перед императором за управление подведомственной им территорией.