Тибетская медицина в сравнении с античной и средневековой западной медициной.
Марианна Виндер. Перевод Иван Чуков. Часть 1. Хорошо известно, что тибетская медицина унаследовала многое от индийской аюрведы (три жизненных начал, семь составляющих, лечение противоположным) и что-то от китайской медицины (полые и плотные органы, пульсовая диагностика). Но менее известно, сколько у неё схожих черт с античной и средневековой западной медициной. Мы уделим внимание следующим темам: а) патология жизненных начал б) эфир в) пневма г) сезонные заболевания д) местонахождения жизненных начал е) горячие и холодные заболевания ж) уриноскопия з) кровопускание и) теория поколений к) имя Галеноса л) анатомические атласы а) Патология жизненных начал. Три жизненных начала в тибетской медицине составляют ветер (rlung), желчь (mkhris) и слизь (bad kan). Термин “жизненное начало” представляет тибетское nes pa и санскритское dosha. Хотя санскритское слово dosha означает “виновник”, на самом деле ветер, желчь и слизь необходимы для жизнедеятельности. Они вызывают болезни лишь когда выходят из равновесия, то есть если слишком много или мало одного из них. Поэтому английское слово “humour”, возможно выражает смысл лучше. Оно образовано от латинского humor, греческого khymos (производное английское chyme), что означает “жидкость, влага” как в английском слове humidity – “сырость, влага”. Такое значение точнее подходит в случае с западными четырьмя жидкостями как о них учили в античные времена и средневековье: кровь, черная желчь, желтая желчь и слизь (флегма). При этом оно не так хорошо соответствует индийским и тибетским системам ветра, желчи и слизи, поскольку ветер не жидкость. Но здесь нужно рассматривать “жидкость” не в буквальном смысле, но как метафору для субстанции, которая проникает во все части тела. И в самом деле, английское слово “humour” также изменило значение, помимо телесной жидкости оно стало обозначать характер созданный преобладанием этой жидкости и, в конце концов, им стали называть чувство юмора, humour в современном английском. Термин ветер, обозначающий тибетское rlung, санскритское vata и prana, предпочтительно соотнести с воздухом, поскольку воздух также элемент и в таком случае rlung соответствует санскритский термин vayu. “Элемент” на санскрите dhatu, по-тибетски hbyungwa (джунгва). Если использовать “воздух” читатель может спутать пять тибетских элементов – землю, воду, воздух, огонь, эфир с тремя жизненными началами. На Западе мы находим те же самые три жидкости в Тимее Платонa, где воздух называется pneuma, желчь – khole и флегма – phlegma.1 Платон жил с 428 по 348 гг. до н.э. Собрание сочинений величайших врачей Аюрведы Чараки и Сушруты датируются первыми веками Христианской Эры и, возможно, основаны на более древних источниках. Даже в Ведах упоминается некоторые врачебные понятия. Как получилось, что у Платона описаны те же три жизненных начала, что и в аюрведе и тибетской медицине, когда как вся греческая философия и медицина постулирует четыре жидкости, где четвертую составляет кровь, тогда как индийские источники и Платон говорят о ветре? Одно из объяснений говорит о том, что Платон был членом пифагорейской школы.2 А пифагорейцы, в свою очередь, жившие в VI веке до н.э. были последователями того, кто посетил Индию, где обучился аюрведе 3 Эдуард Целлер в своей “Истории греческой философии” упоминает, что пифагорейцы повсюду много путешествовали и даже навещали брахманов, однако вполне возможно эти свидетельства не точны.4 Есть еще случай, который может объяснить почему теория трех жизненных начал дошла до Платона, а не до других великих греческих мыслителей как Гиппократа (около 460-377 до н.э.) и более позднего Галена (129-200 н.э.), которые говорят о четырех жидкостях – крове, желтой слизи, черной слизи и флегме. Эта теория четырех жидкостей далее перешла в средневековую Европу. Это можно объяснить тем фактом, что Платон путешествовал в Криены, греческую колонию в Ливии, и в другую греческую колонию на Сицилии, а также в Египет, где мог перенять идеи, отличавшиеся от взглядов придерживающихся на материке в Греции и окружающих островах. Мы знаем, что при царе Дарии (правящем 521-485 до н.э.) персидская армия захватила часть Индии и часть Ливии, и, вполне вероятно, что индийская врачебная мысль дошла до Северной Африки и до противоположного берега Сицилии. Мы читаем у Геродота 5, который написал свои ”Истории” между 450 и 430 г. до н.э.:”Итак, ливийские племена от Египта до озера Тритониды – кочевники. Питаются они мясом и пьют молоко. Коровьего мяса они, впрочем, не едят по той же самой причине, как и египтяне. Свиней они тоже не разводят. Даже и киренские женщины считают греховным есть коровье мясо из благоговейного страха перед египетской Исидой. В честь Исиды у них установлены посты и празднества…Многие ливийские кочевники….четырехлетним детям прижигают грязной овечьей шерстью жилы на темени (а некоторые – даже на висках), чтобы флегма, стекающая из головы в тело, не причиняла им вреда во всей дальнейшей жизни”.* Как видно, и в Египте и в Индии избегали употреблять говядину в пищу по религиозным соображениям, и что ливийцы практиковали прижигание и верили, что флегма стекающая с головы порождает болезни. Хотя так в общем считали и Греки, другие медицинские идеи как прижигание, могли встречаться в Северной Африке и не просачиваться в саму Грецию. Платон узнал другие врачебным идеи у сицилийского доктора Филистиона из Локриды, которого он встретил во время первого путешествие на Сицилию в 388 г. до н.э. Но в дошедших до нас отрывках сочинений Филистионо теория трех жизненных начал не упоминается.6,7; Греческие учение о четырех жидкостях были переняты западным средневековьем постепенно. Сперва Тиматеос из Метапонта установил причину большинства болезней из-за жидкой слизи соответствующей флегме, стекающей из мозга. Затем Геродик заговорил о двух жидкостях: желче и флегме.8; После Платон следуя космологическим размышлениям Филолая определённо отклонился от него излагая свои мысли в “Тимее”, приняв понятие ветра, а не крови, как третьей слизи. Наконец, Полиб, зять Гиппократа, отца западной медицины, разделил желчь на черную и желтую, так что четыре жидкости – кровь, флегма, черная желчь и желтая желчь соответствовали четырем элементам – огню, воде, воздуху и земле9;. В индийской¹º и тибетской медицине каждое из трех жизненных начала подразделяется на пять видов. Такое разветвление в западной медицине мы не наблюдаем. 1. “Есть третий класс болезней, которые можно разделить на возникающих тремя способами, так как они порождены иногда ветром, иногда флегмой, а иногда желчью”. Plato Tmaeus 84 C. Collected dialogus edited by Edith Hamilton and Hungtington Cairns, Bollingen Series 71, Princeton University Press, 1963, pp. 1204-5. Translation of Timaeus by Benjamin Jowett. 2. “Потому что, как я думаю, вы сами осознаете, что у нас пифагорейцев есть теория души, которая примерно такова”. Plato Phaedo 86 B, ibid., p. 70, translation by Hugh Tredennick. Эти слова вложены в уста Симмия, но Сократ, чью точку зрения представляет Платон, замечает, что в пифагорейской теории душа меняет разные тела (Phaedo 87D).Из других отрывков также видно , что Платон был пифагорейцем. 3. Jean Filliozat, The classical doctrine of Indian medicine, its origins and Greek paralles, Delhi, Munshiram Manoharlal, 1964, pp. 229: “ Armand Delpeuch в его Lagoutte et rheumatisme. Paris, pp. 26 ff. был удивлен обнаружив в Тимее … довольно отличное от гиппократской медицины традиционное учение аюрведы, в котором болезни провоцируются ветром, желчью и слизью. Он предполагал, что это учение происходит из Вед, и заключил, что Платон получил их из пифагорейской традиции, так как говорилось, что Пифагор искал медицинские знания в Индии. Не возможно принять идею о том, что само учение восходит в своей полной форме к Ведам, но определенно его аналогия с положениями Тимея заслуживает внимания”. 4. “Selbst zu den Brahmanen soll er gekommen sein..Die Sache ware an sich wohl denkbar, aber die Zeugen sind zu unsicher”. (полагалось, что он добрался даже до Брахманов … Такое предположение вполне допустимо, но доказательства не до конца убедительны ). Eduard Zeller, Diw Philosophie de Griechen in ihrer geschichtlichen Entwicklung, See Clemens of Alexandria (fl. 300 A.D.), Stromata I 304B. German trl. Overbeck, Baske, B. Schwabe, 1936, Book I, ch. 15, par. 68, 1; p.198. 5.-10. Содержат только ссылки на источники. См. английский оригинал статьи. |