WINGCHUN

wingchun

 

Принципы в системе Юэнькайсань винчунь.



Простота - это то, что труднее всего на свете; это крайний предел опытности и последнее усилие гения.

Санд Жорж (Аврора Дюпен)



Эти слова, очень точно передают внутреннюю суть системы винчунь кунфу. В настоящее время все пишут о принципах винчунь кунфу, но большая часть пишущих людей, путают принципы системы винчунь кунфу с методами их реализации.
То, о чем я пишу, стало для меня откровением, после более чем 20-летней практики системы винчунь кунфу. Введение в эти знания, было сделано мастером Шэн Нуном (Цэн Нэн на путунхуа). Став его учеником, в один из дней я был озадачен вопросом: "Какие принципы винчунь кунфу ты знаешь?". На меня смотрели пытливые глаза мастера Шэн Нуна. Я начал говорить о том, что мне было известно из моего опыта занятий системой винчунь кунфу у разных учителей. Шэн Нун задал следующий вопрос: "Какой основной принцип?". С этого все и началось. Я говорил о том или другом принципе, возводя их по очереди в ранг основного. И я понял - что не понимаю. Шэн Нун ничего в тот день не сказал мне. Он заставил меня думать и анализировать свои знания и свой опыт. Однажды он сказал мне: "Главный принцип системы винчунь кунфу - принцип "Сонгсицзюга". Через него постигаются все аспекты системы винчунь кунфу". И начал пояснять, что через соблюдение этого принципа, достигается главная цель. Смысл принципа "Сонгсицзюга" изложен в рифмованной "шестислоговой формуле", и имеет три уровня значений. Эти уровни открывает своему ученику Учитель, по мере совершенствования ученика. На каждом уровне, порядок этих строк меняется. В одном из написаний "шестислоговая формула" предстает как транскрипирование китайскими иероглифами, санскритской буддийской дхарани. Первое, что ученик должен сделать получив эти формулы - заучить наизусть. Учитель в процессе обучения, постоянно напоминает ученику об этой формуле, заставляя последнего все время о ней помнить и думать. Существует полное и краткое произнесение этой формулы. И каждый из этих вариантов этой формулы, используется в разных методах по разному, для получения определенного результата. В некоторых видах цигун, это как дыхательная практика. Но все это должен подробно объяснить Учитель. Учитель должен хорошо быть осведомлен в этих вопросах. Иначе могут быть различные негативные последствия, как например "болезнь Чань". Эти формулы в Чань называются гунъань (яп. коанами). И является одним из видов так называемой "аналитической медитации". Без практики "шестислоговой формулы", все разговоры о "центральной линии", "экономии движений", "мягкой" и "жесткой" силах и т.д. - не более, чем светские беседы. Все это полноценно работать не будет.
И первое, что мне дал мастер Шэн Нун, после того как я стал его полноправным учеником - "шестислоговую формулу". Формула была записана иероглифами на бумаге. Мастер Шэн Нун высказал пожелание, чтобы эта формула была выполнена на холсте, и висела перед моими глазами для постоянного напоминания мне о сути практики. Затем мастер дал представление о "20 качествах" и методах их реализации через два раздела цзибэньгун и силлиеньтао. Мастер Шэн Нун сказал мне, что без "качеств" нет винчунь, а качества" можно развить только благодаря "внутренней работе". Следовательно без "внутренней работы" - нет винчунь. Можно выучить "десятки формальных упражнений" (таолу), но винчунь будет "неживой", будет механическое исполнение формальных упражнений.
До Шэн Нуна, обо всем этом, так обстоятельно и доступно для понимания, я ни от кого и не слышал. Разные мастера говорили о тех или иных аспектах, но они не были объеденные в целостную систему с универсальным принципом. Поэтому я и искал мастера от которого хотел получить глубокое понимание системы, а не объяснения частных случаев, которые иногда даже противоречили друг другу. Встретив мастера Шэн Нуна, у меня произошло какое-то внутреннее расслабление и чувство покоя. Я понял, что соприкоснулся со знанием. Знание многих поколений мастеров связанных между собой силой "прямой передачи". И в этом проявился принцип - "Сонгсицзюга".
До мастера Шэн Нуна, я прозанимался почти 22 года системой винчунь кунфу. Я занимался во Вьетнаме, Гонконге, на Тайване, занимался в Европе. У меня был опыт занятий у учеников Тиена, Зюи Хая, Нам Ана, занимался у Ван Кью (один из старых учеников Ип Мана), Ло Манкама (племянник Ип Мана), Цуй Шонтиня (третий посвященный ученик Ип Мана в Гонконге, которого называют "Король Силлимтао"), получал наставления у Вон Шунлеуна (инструктор Брюса Ли), Ип Чина (сына Ип Маня), Сиу Юкмэна (один из старых учеников Ип Мана), и других менее весомых практиков системы винчунь кунфу. Я не говорю об учебных фильмах, и книгах - я за границей это скупил все, и понял - от них один вред: Ип Ман прозанимался более 60 лет винчунь кунфу - не написал ни одной книги, Шэн Нун прозанимался более 60 лет винчунь кунфу - не написал ни одной книги, Цуй Шонтин прозанимался 60 лет винчунь кунфу - не написал ни одной книги, Лун Гай прозанимался 70 лет и не написал ничего, Тэкон и Юэнь Кайсань, и всеми признанный мастер Леун Чжан - не написали ни одной книги. Я не думаю, что кто-то посмеет открыть рот, в отношении компетентности перечисленных мной мастеров. Люди с такими колоссальными знаниями и опытом не стали ничего писать, понимая насколько тонко искусство, и что ни одна книга не заменит учителя. Да у каждого из них были рукописные труды, в которых они передали свое понимание системы винчунь кунфу. Но это закрытые знания, а не способ себя прорекламировать. А теперь посмотрите сколько появилось "пишущих мастеров", которые стали известны благодаря своей "писанине". Переписывая друг у друга (иногда даже не утруждая себя исправлением чужих ошибок, или проверкой достоверности информации), добавляя только свои выдуманные новые подробности, пишущая братия устроила соревнования "Кто больше напишет?" и "Кто больше запутает обывателя?". Сколько "писак", стало известно только благодаря своей писанине, а не знанию системы. Сейчас количество "новых мастеров" - превышает количество желающих у них заниматься. Поэтому и стараются они на "писательской ниве", чтобы хоть как то поправить свое материальное положение и потешить свое самолюбие. А посмотреть на визитки, этих мастеров. Мне один "кудесник" от боевых искусств дал свою визитку. Когда я сложил вместе все его Даны (которые он сам себе присвоил), то цифра "зашкалила" за цифру 40. У человека больше 40 Данов! Он что - "летает? или по воде ходит?" Все эти "кудесники" - "Грандмастера"! Что это такое, тоже не понятно? Ни Ип Ман, ни Юэнь Кайсань, ни Шэн Нун, ни другие уважаемые Учителя - не знали такого слова. Почему я об этом пишу? Нарушение нравственных принципов, влечет за собой несоблюдение принципа "Сонгсицзюга" - через потерю осознанности.
Итоги моих многолетних занятий.
Как мне казалось, я обладал таким колоссальным опытом и знаниями. Но это был самообман. Я не обладал пониманием. Я каждый день делал так: это я делаю технику Тиена, это я делаю технику Зюи Хая, это я делаю технику Нам Ана, это Гонконгский винчунь и т.д. У меня не было целостного понимания системы винчунь. У меня не согласовывался вьетнамский винчунь с гонконгским. Это были разные системы винчунь. Одно было жестким, другое мягким. Одно было одним, другое было совершенно другим. Одно не состыковывалось с другим. Возникали сплошные противоречия. И только мастер Шэн Нун, снял эти ограничения с моего понимания системы винчунь. Все сложилось в одну прекрасную мозаику, с названием - система винчунь кунфу. После первого же посещения мастера Шэн Нуна, когда я вернулся домой, мой сын Андрей (в тот момент уже студент "Национального Украинского университета физического воспитания и спорта", специализация - Ушу) сказал мне, ты столько лет занимался, и у стольких мастеров - а тут качественно изменился за один раз. Да раньше я привозил знание: новых технических действий, каких-то комбинаций, объяснений каких-то частных случаев. А в этот раз я вернулся с целостной концепцией и пониманием, универсальным принципом. И это другое понимание системы, мне дал сигун Шэн Нун, через главный принцип системы - "Сонгсицзюга". Поэтому мастера Шэн Нуна я считаю (как называют в буддизме) - Коренным Учителем. Он дал мне понимание.


(г.Киев, автор - Георгий Кузьмин)

(см. в разделе Журнал - Статьи. А также статью Намхай Норбу Рипоче "Как мой учитель Чангчуб Дордже показал мне истинный смысл Прямого Введения".)



Статья написанная в одном из журналов, посвященному проблемам практики Чань-буддизма (яп. Дзэн-буддизма):



К началу страницы