WINGCHUN

wingchun

 

История системы Винчунь кунфу



История возникновения системы винчунь кунфу, уходит в далекое прошлое.
В данном разделе мы начнем с периода, который назовем:

"Шаолиньский период".



Монастырь Шаолинь-сы.

Шаолинь-сы – один из самых знаменитых монастырей на планете, колыбель шаолиньского кунфу и буддийской школы «Чань».
Монастырь Шаолинь-сы был построен в 495 году при поддержке императора Сяо Вэнь-ди (династия Северная Вэй) индийским буддийским монахом по имени Бхадра (Бато - Bátuó, Buddhabhadra).
Ориентировочно в 530 году, в Шаолинь прибыл Бодхидха́рма (в Китае известен под именем Пути Дамо или Дамо). Дамо был уроженцем города Канчи, столицы Южно-Индийского царства Паллава.


28-й Буддийский Патриарх и создатель школы «Чань» - Дамо.

Предание гласит, что по приглашению лянского императора У-ди, Бодхидхарма прибыл в Китай морским путём, в качестве наставника. Но Дамо не был понят императором, и начал проповедовать своё учение в различных городах Китая. Свое миссионерское путешествие он на время прервал, поселившись рядом с Суншаньским монастырем Шаолинь. Но Дамо не был понят основным большинством монашеской сангхи монастыря Шаолинь. Ведь Дамо принес учение более высокого уровня, нежели практиковали до него в Шаолине. Дамо поселился недалеко от самого Шаолиня, где у него появились первые последователи. В определенный момент Дамо почувствовал необходимость провести затворничество. Поднявшись на гору у основания которой он все время жил, практически у самой вершины, он поселился в пещере. В этой пещере он провел "9 лет созерцая стену".

На фото: Андрей Кузьмин в пещере, в которой Бодхидхарма провел 9 лет.


О "подвижнических подвигах" Бодхидхармы, слава распространилась в округе, но его проповеди были сложны для понимания, а порой и шокировали последователей старого направления Учения. У Дамо появилось несколько последователей, которые почувствовали силу Учителя. В один из периодов, Дамо одного из них назвал своим приемником. Этим приемником считается - Хуэй Кэ. Хуэй Кэ - называют Вторым Патриархом Чань. Через десятилетия, учение Дамо через его последователей, дошло до Хуэй Нэна, которого называют Шестым Патриархом Чань. Хуэй Нэн совершил очередной "переворот в умах" Чань-буддистов. Учение Хуэй Нэна называют "Южной Школой Чань". Со временем "Северная Школа Чань" прекратила свое существование. Учение Хуэй Нэна распространилось по Китаю, и школа Чань заняла одно из главенствующих мест в китайском буддизме. И то, что сейчас во всем мире называется Чань-буддизмом (Дзэн-буддизмом) - это Учение Шестого Патриарха о внезапном просветлении. Именно это Учение и оказывало основное влияние на развитие восточных боевых искусств буддийского толка. В том числе, в немалой степени, это влияние отразилось и на философской основе системы винчунь кунфу.

Монастырь Нань Шаолинь-сы (Южный Шаолинь).

Южный Шаолинь – знаменитый монастырь, тут сказать нечего.
Монастырь Южный Шаолинь был построен.
Ориентировочно в 1650 году, в Южный Шаолинь прибыла монахиня Нг Муй.

Согласно легендам, возникновение системы винчунь кунфу связано с Южным Шаолиньским монастырем (который по легенде находился в провинции Фуцзянь, уезде Путянь), но никаких документов, подтверждающих этот факт не существует, да и не может существовать, если принять во внимание общую нехватку документов по Южному Шаолиню и деятельности тайных обществ. Система была названа в честь женщины по имени Им Винчунь, её мужем после её смерти.
Им Винчунь была дочерью послушника Южного Шаолиня по имени Им Йи (Ян Эр на путунхуа). Согласно легенды в южно-шаолиньском монастыре был зал для практик, который носил название "Вэнчунь тан" ("Зал Вечной Весны" - что как некоторые утверждают, намекают на нирвану). Утверждают, что монастырь был разрушен маньчжурами, как очаг антиманьчжурского сопротивления на юге Китая. Им Йи назвал свою дочь в честь зала для практик, но в целях конспирации первый звук изменил с "Вэн" на "Вин", и получилось вместо "Вэнчунь" ("Вечная Весна") - "Винчунь" ("Восхваление Весны"). Очевидно, эти причины: название зала в монастыре и название деревни, в которой родилась Им Винчунь, определили имя девочки. Утверждают, что система "в миру" получила распространение через мастеров боевых искусств, собравшихся в Южном Шаолине, среди которых были: буддийский монах Чжишань (считается, что он был Настоятелем Южного Шаолиня - но это открытый вопрос), буддийская монахиня Умэй (Нг Муй шитай), монах по имени Дай Донфун (считают, что он был из Северного Шаолиня) и др. Они проанализировали традиционную систему и дали ей новое развитие. Эту работу они начали в Зале Восхваления Весны ("вэнчуньтан" на кантонском диалекте), незадолго до разрушения Шаолиня. Древнюю традиционную практику, они разделили на шесть частей. Для объяснения системы, были выведены сущностные формулировки с несколькими уровнями смысла. Все это существовало и раньше, но в тот момент "вторичная практика" была преобразована в практику более высокого уровня с очень глубоким содержанием. Для ее понимания, эта практика требовала прямой передачи, и устных сущностных наставлений.

"Период распространения учения монахиней Нг Муй".




"Период Красной Джонки".


Китайская джонка.



Во всех легендах касающихся системы винчунь кунфу говориться, что в начале ХIХ века стиль от Леун Бокто (мужа Им Винчунь) попадает в труппу гуандунской оперы "Красная Джонка". Среди актеров "Красной Джонки" были: Вон Вабо, Дай Фа Мин Кам, Леун Йитай. В первой половине ХIХ века стиль путешествовал вместе с актерами труппы, от которых его изучали люди в разных концах провинции. Стиль использовался как антицинскими революционерами, так и деревенскими отрядами самообороны.


"Фошаньский период".


Примерно в середине ХIХ века старые актеры стали покидать оперу - Вон Вабо и Леун Йитай - поселились в Фошане, где обучили аптекаря Леун Чжана. В конце ХIХ века Леун Чжан выиграл много боев и стал известен как "винчунь ван" ("король винчуня"). Он не имел официальной школы, но обучал частным порядком в своей аптеке. После выхода на пенсию, Леун Чжан вернулся в свою родную деревню Гулао, где обучил своему стилю некоторых односельчан. Дай Фа Мин Кам познакомился с знаменитым на юге мастером боевых искусств Фун Сиучином и обучил его винчуню. Вон Вабо и Дай Фа Мин Кам обучили винчуню констебля Фошаня Фок Бочуэня. В Фошани этим стилем занимались в основном дети богатых торговцев, ибо их родители могли платить высокую плату за обучение, а сами они имели достаточно времени для тренировок. Среди наиболее известных выходцев из Фошаня в ХХ веке, можно назвать: Ип Мань, Юэнь Чайвань (Нгуэн Тэкон), Юэнь Кайсань, Юй Чой, Чэун Бо, Вай Юксан, Шун Нун, Кок Фу, Лун Гай, Пэн Нам, Кок Кай.


"Современный период".


Современный период в который входит развитие системы винчунь кунфу на территории КНР и распространение винчунь в Гонконге, Макао, Тайване, Вьетнаме, странах Юго-восточной Азии и на сегодняшний день по всему миру, можно разделить на периоды:

1. "Период распространения системы винчунь кунфу за пределы провинции Гуандун".

В 30-х годах ХХ века, система винчунь кунфу попала во Вьетнам. Во Вьетнаме система винсуань (винчунь) стала развиваться благодаря нескольким китайским иммигрантам, самым известным и выдающимся несомненно был Юэнь Чайвань, старший брат Юэнь Кайсаня (Юэнькайсань винчунь). Во Вьетнаме Юэнь Чайвань известен под именем Нгуэн Тэкон. В настоящее время основными местами развития являются города Ханой и Хошимин (Сайгон), Хотя встречается и в других городах. У Тэкона было около двух десятков основных учеников, практически все на сегодняшний день, покинули этот мир.
Одно из самых известных сегодня на Западе имен - Ип Мань (Е Вэнь на диалекте путунхуа). Он изучал стиль у Чан Вашуня, У Чжунсу и Леун Бика - сына Леун Чжана. В 1949 году он уехал из КНР, первоначально в Макао, а затем окончательно обосновался в Гонконге, где начал преподавать винчунь членам "профсоюза ресторанных работников". До своей смерти в декабре 1972 года он обучил немало известных на сегодня специалистов. Ип Мань посредством своих учеников принес известность системе. Среди наиболее известных миру был Брюс Ли, который прозанимался системой винчунь около четырех лет под руководством одного из лучших бойцов школы мастера Вон Шунлеуна и самого Ип Маня. Лучшими учениками Ип Маня считаются Леун Шеун (1918-1978), Лок Ю (1922-2006), Цуй Шонтин, Вон Шунлеун (1935-1997), Ван Кью (1923-2009), сыновья Ип Маня - Ип Чунь и Ип Чин, Сиу Юкмэнь, Виктор Кан, Мой Ят (1938-2001) и др. Кроме Ипманевского винчунь, в Гонконге развиваются Паофалянь винчунь, и Юэнькайсань вэнчунь, но они меньше известны.

2. "Период распространения системы винчунь кунфу по всему миру".

Период распространения системы винчунь кунфу по всему миру начался с конца 60-х и начала 70-х годов ХХ века. Начало этого периода распространения можно связать с именами: Брюса Ли (в США), Ли Шина (в Европе), Мой Ята (в США), Ло Манкама (на Тайване), Шэн Нуна (в КНР, Гонконге, США, Канаде, Перу, Австралии, Украине) и др.
Данный период продолжается и по сей день. Система винчунь кунфу продолжает бурно развиваться и проникать в самые отдаленные уголки мира. Среди популяризаторов системы винчунь кунфу, можно выделить: Остина Фона, Остина Го, Саймона Лау, Стэпэна Чэна, Вильяма Чэна (с 1959 года живет в Австралии) и Леун Тиня (Гонконг).
Огромное влияние на известность и популярность системы винчунь кунфу в последние несколько лет, оказал выход на "широкий экран" художественных фильмов о системе винчунь кунфу, и в первую очередь следует выделить фильмы: "Ип Ман", "Ип Ман-2", "Ип Ман-3". Многие люди далекие от единоборств, просмотрев фильм "зафанатели винчунем". Единственное практики должны осознавать, что "фильм есть фильм". И художественный фильм, это даже не учебный фильм. Техника в угоду сюжету фильма и повышения уровня зрелищности, не всегда соответствует действительности. И что для изучения любой системы - нужен Наставник. Ведь никто бокс не изучает по фильмам "Рокки", а медицину по сериалу "Доктор Хаус". Фильмы могут "зарядить" и настроить на обучение, но обучение должно проводиться традиционным способом под руководством квалифицированного Наставника.
Вот что по это этому поводу говорят в буддизме:

"Ни в каких сутрах, тантрах или комментариях нет ни одного упоминания о человеке, который достиг бы Просветления, не следуя Ламе. Видно, что за счет собственных разработок и догадок никто еще не развивал в себе тех благородных качеств, которые появляются на высоких уровнях и путях. Все существа, включая нас самих, очень легко могут вступить на неверный путь."

Патрул Ринпоче



(г.Киев, автор - Георгий Кузьмин)




К началу страницы